Композиция в современном фотомонтаже.


Композиция в современном фотомонтаже. В 20-е годы монтажи демонстрировали не какую-то часть реальности, не отдельные грани, но мир в его глобальности и всеобщности. Современные монтажисты в равной мере стремятся к глобальности, обобщенности, однако добиваются ее иначе.

О стремлении этом свидетельствуют уже названия работ. В. Михайловский, например, озаглавливал свои монтажи философично и широковещательно: «Каким ты будешь, человек?», «Сенсибилизация», «Всеобщее откровение», «Бесконечность», «Вступая» и т.д. Аналогичны названия работ у Л.Тугалева: «Человеческое мгновение», «Божественная комедия», «Сонеты». Ради сравнения заметим: у А. Адамса в названиях снимков указывался только зафиксированный объект, дата и место фиксации. Под «Всеобщим откровением» или «Божественной комедией» нельзя проставить дату и место съемки - сюжеты кадров разворачиваются везде и нигде.

От имени глобальности и всеобщности у современных монтажистов представительствуют среда, фон. Нередко среда трактуется ими как неопределенная магма, проникнутая единым драматическим, а то и зловещим настроем. В «Финише» Михайловского (95) настрой этот выражен вспышкой света, в который погружается стремительно

движущаяся фигура. Голова человека уже «съедена» светом - фигура окунается во всеобщее горение реальности и поглощается им.

У В. Бутырина видимая в кадре среда олицетворяет не возможность самосжигания, но неизвестность, неизведанность. В работах литовского мастера пространство кадра есть «терра инкогнита» - неведомая земля (так называется цикл его монтажных

работ). В «Посещении-П» (94), входящем в этот цикл, изобразительная плоскость кажется прозрачной, плотной преградой между зрителем и неведомой землей. Преграда покрыта трещинами - будто лопается под напором неизведанного. Воплотившись в таинственный глаз, оно требовательно и с вызовом взирает на тех, кто рассматривает эту фотоновеллу. Кадр Бутырина - и впрямь научно-фантастическая новелла о таинственном и неизведанном, которое в эпоху космических полетов окружает нас все активнее и плотнее.

У