Ритмы пространства.


 В снимках, которые рассматривались выше, видимую среду характеризуют предметы. Запечатленное пространство может и само себя «объяснять» - посредством ритмики своего движения.

Дорожка парка в кадре И.Ларионовой «Утро туманное» (53) уходит направо вглубь по «диагонали борьбы». Арнхейм указывал, что мы не видим чистое движение, а воспринимаем его через предметы, которые в движении участвуют. В «Утре туманном» предметами, по которым прочитывается движение, стали деревья. Мерные интервалы между ними словно отсчитывают доли, такты движения дорожки. «Диагональ борьбы» всегда напряжена - у Ларионовой эту напряженность поддерживает, усиливает ритмический ход голых, узловатых, с наплывами и наростами стволов. На дальнем плане туман сгущается - дорожка будто пытается пробить вязкую, аморфную среду, и в конце концов, не справившись с задачей, тонет, растворяется в ней. Сопротивление среды заставляет еще острее ощущать «внутренние силы» дорожки. Ее движение знаменует собой динамику изображенного пространства, а напряженность этого движе-

ния свидетельствует не только о характере пространства, но и о его силовом «заряде».

В снимке И.Апкалнса «После шторма» (54) пространство «течет» фронтально справа налево. Кадр экспрессивен и наполнен динамикой: ветер, прижавший к земле высокие стебли трав, в том же порыве разметал облака. Движение их, а также воздушных масс, подчеркнуто повышенным контрастом благодаря съемке при встречно-боковом свете, который четко моделирует объемы, оттого они сами по себе зачастую кажутся подвижными. Согнувшиеся стебли сделали ощутимой силу ветра, а резкий светотеневой рисунок усилил напряженность кадра. В глубине его - идущий человек. Однако фигура эта - не главное действующее лицо, а часть природы, как трава, ветер, тучи, холмы. Человек задает пейзажу масштаб, его движение против ветра также свидетельствует о напряженной динамике пространства.

В любом изображении вместе с движением среды перемещается и зрительский взгляд. А. Федоров-Давыдов пишет о подобном перемещении, что оно совершается «посредством... переходов зрения с плана на план,