- «Перевод» в живописи.
- «Перевод» в фотографии.
- Вещь в искусстве.
- Возможный мир у Достоевского.
- Возможный мир у Ибсена.
- Основная проблема фотографической поэтики
- Отношение к материалу.
- Предмет изображения как ценность
- Смысловая подвижность.
- Создание смысла.
- Сущность понятия возможный мир.
- Участие камеры.
- Ценностные объекты.
Перевод в живописи.
Фотография, как и живопись, имеет дело с объектами материального мира, причем с объектами не движущимися в границах изображения, как в кино, а взятыми в их статике. За многовековое существование живопись накопила множество приемов и методов «перевода», которыми юная фотография не могла не воспользоваться. Чтобы понять, как происходит «перевод» в фотографии, необходимо сначала увидеть, как он совершался в живописи.
О предметах, являющихся материалом для живописца, Р. Арнхейм говорит в книге «Искусство и визуальное восприятие»: «Все в этом мире является уникальным, индивидуальным, не может быть двух одинаковых вещей. Однако все постигается человеческим разумом и постигается только потому, что каждая вещь состоит из моментов, присущих не только определенному объекту, а являющихся общими для многих других или даже всех вещей».
Как в живописи, так и в фотографии характеристиками, «общими для многих ... или даже всех вещей», являются линии, фактуры поверхностей, тона и колорит. Все эти характеристики используются художниками для выражения их замыслов, то есть становятся выразительными средствами. Как при помощи этих средств осуществляется «перевод», рассмотрим на примере одного из них - линии.
Еще со времен Возрождения ученая эстетика и практические руководства рекомендовали живописцам прежде всего заботиться о «disegno» - рисунке, лоскольку им. как считали, передается характерность предметов, а также определяется воздействие всей картины в целом. Линии, образующие рисунок, осмыслялись при этом как выражение «внутренних сил», которые заключены в изображаемых предметах. Отмечая подобные взгляды, М. Алпатов в «Этюдах по истории западноевропейского искусства» пишет о «способности художника превратить покрытый красками холст в подобие жизни, в образ, в котором в предметах открываются их внутренние силы». Далее, анализируя картину Эль Греко «Иоанн Креститель», исследователь говорит, что фигура пророка очерчена «трепетно-струящейся линией». Ее извивы напряжены, и это напряжение передается зрителю. Не только центральная фигура в полотне Эль Греко, констатирует Алпатов, но и «весь холст, как магнитное поле,