- «Перевод» в живописи.
- «Перевод» в фотографии.
- Вещь в искусстве.
- Возможный мир у Достоевского.
- Возможный мир у Ибсена.
- Основная проблема фотографической поэтики
- Отношение к материалу.
- Предмет изображения как ценность
- Смысловая подвижность.
- Создание смысла.
- Сущность понятия возможный мир.
- Участие камеры.
- Ценностные объекты.
Предметность пространства.
С пикториалистским подавлением предмета резко контрастировала определенная тенденция в чешкой живописи. В ней все настойчивее пробивало себе дорогу такое «художественное восприятие и трансформация внешнего мира», которое Федоров-Давыдов назвал натюрмортным подходом. Чешские художники тоже стремились нащупывать в предметах «какой-то собственный смысл, чуть отвлеченную логику... конструкции, пластики, отношений с пространством». Один из таких художников, Э. Филла, впоследствии - друг Судека, заявлял в 1911 году: «...мы требуем, чтобы изображаемый предмет был очищен от всех излишних и несущественных элементов... и чтобы художник достигал интуитивного вчувствования в вещь ради осознания только ей присущих, единственных и невыразимых в слове черт». Через несколько лет Филла опять говорит о «голой вещи, очищенной от всех безумных тенденций человеческой страсти к сюжетам и от высокомерия, - вещи, которая благодаря своей простоте может... стать стимулятором творческой работы».
Новый подъем интереса к «самой» вещи связан с особым течением в чешском искусстве 20-х годов - с поэтизмом. Теоретик течения К.Тейге, помимо прочего занимавшийся и фотомонтажом, писал тогда: «...поэзия - особое качество вещей и функций; оно существует и за пределами искусства. Вне области художественного и поэтического производства есть поэтические предметы и поступки, поэтические
жизни и поэтические существа. Супремация поэзии проявляется в том, что ею может быть все - каждое свободное и необходимое деяние человеческого духа, каждое... свершение, каждая реакция нашей чувственности».
Иначе говоря, действительность для «поэтистов» как бы чревата невиданными возможностями, головокружительными перспективами; любая вещь и явление содержат «поэтическое электричество» (Тенге), и задача художника - уловить это электричество, настроившись на него.
Пикториализм с его размытостью форм вопиюще противоречил духу 20-х годов, появившимся тогда новейшим идеям и характерной для живописцев, близких Судеку, устремленности к «голому» предмету. Новый подход Судека и Функе вел к пересмотру пикториалистской поэтики - к высвобождению предмета из-под власти «сильного» пространства. Одним из