- «Перевод» в живописи.
- «Перевод» в фотографии.
- Вещь в искусстве.
- Возможный мир у Достоевского.
- Возможный мир у Ибсена.
- Основная проблема фотографической поэтики
- Отношение к материалу.
- Предмет изображения как ценность
- Смысловая подвижность.
- Создание смысла.
- Сущность понятия возможный мир.
- Участие камеры.
- Ценностные объекты.
Cтруктура образа в натюрморте
Натюрморт долго существовал как второстепенный жанр, хотя уже Дагер и Таль-бот снимали предметные композиции. После них жанр пребывал на положении более чем скромном. Во времена расцвета фоторепортажа, когда выше всего ценились снимки событийные, натюрморту отводилась роль лабораторного упражнения, пробного этюда - снимая композиции из предметов, фотографы отрабатывали умение компоновать, искать выразительное освещение. О таких опытах вспоминал известный кинодокументалист Р.Кармен, работавший в 20-е годы фоторепортером; «Помню, как, поставив стеклянный сосуд, я долго «обыгрывал» его светом в необычных ракурсах, менял точку съемки... Я испытывал свойства оптики для выявления тематически главного элемента в своем снимке, выводя во внефокусность второстепенные детали и резко очерчивая изобразительные элементы». Снимки с сосудом в разных ракурсах и при разном освещении служили тому, чтобы мастерством заблистали репортажные кадры, которых от Кармена ждали в редакциях..
Ныне натюрморт - популярный жанр: на самых престижных выставках он желанный гость. Переход его в новое качество связан не столько с переменившимся отношением к вещам как к предмету изображения, сколько с переменами в самой фотографии. Репортажный метод предполагал охоту за мгновениями, и потому репортер зависел от мимолетности, быстротечности жизни. Эту зависимость имел в виду Дм. Ба-льтерманц, обращаясь к начинающим фотографам: «То, что увидено раз, например, выход рабочих со смены сегодня - в такой же ситуации, с участием тех же персонажей, никогда не повторится. Ничего в жизни не повторяется. Если репортер увидел что-то интересное, надо снимать немедленно, потому что завтра это будет выглядеть совсем по-другому». Когда жизнь «ловили» врасплох, то лишь она и только она осознавалась источником и поставщиком выразительных композиций.
Снимая натюрморт, фотограф не зависит от мгновений, от быстротечности бытия. В живописном натюрморте, отмечал искусствовед Ю. Герчук, расставленные художником «вещи застынут в заданных поворотах и сочетаниях и будут покорно позировать, не меняясь от сеанса к сеансу, позволяя без конца вглядываться в себя...». Оттого «можно сказать, что в натюрморте изображается не мгновение, а время, длящееся над неподвижным миром вещей». Натюрморт, скомпонованный фотографом, так же статичен, как и натюрморт живописный.
Экспрессивность натюрморта создается художником - вклад стремительных, динамичных процессов реальности тут, как правило, не велик. Художник сам расставляет предметы, так сказать, режиссирует мизансцену, отыскивает наиболее выгодный ракурс и может искать его долго, потому что вещи позируют безропотно; он экспериментирует и со светом, как то делал Кармен, выделяя наиболее существенное. И раз в натюрморте фотограф не зависит от преходящей реальности, то тем самым натюрморт для него есть возможность абсолютного авторства. Стремление реализовать эту возможность и предопределило выход натюрморта с периферии фотографического творчества чуть ли не в самый его центр.