Две тенденции.


 Работы, где эстетически осмысляется «записывающая» техника, важны теоретически, как выражение определенного понимания фотографии. З.Кра-кауэр когда-то обнаружил в ней реалистическую и формотворческую тенденции. Первая усматривает «свой высший идеал в запечатлении реальной действительности»; вторая же - ставит перед собой «чисто художественные цели». Формотворцы, преследуя подобные цели, часто подражают живописи и нарушают тем самым «основной эстетический принцип», гласящий, что «произведения того или иного искусства эстетически полноценны тогда, когда они создаются на основе специфики его выразительных средств». Фотография же по своим природным склонностям «явно тяготеет к неинсце-нированной действительности», а потому все выразительные ее средства как бы ориентированы на воспроизведение объективного мира. В творчестве фотографов, использующих по назначению эти средства, то есть фиксирующих ими подлинную жизнь, и проявляется реалистическая тенденция.

Работы Тимофеевой и Ракаускаса, а также подобные им, не вписываются в кра-кауэровские тенденции. Дверь у Ракаускаса, как и пейзаж у Тимофеевой, «не инсценированы», однако ни дверь, ни водная гладь не фиксировались ради их подлинности. Кроме несрежиссированнои реальности в обоих кадрах присутствует нечто формальное - световые круги, белизна листа. Тем не менее оба кадра не противоречат «основ-ному эстетическому принципу», поскольку созданы в соответствии со «спецификой... выразительных средств» фотографии. Более того, специфика эта и у Тимофеевой и у Ракаускаса явилась объектом художественного, образного осмысления. Формотворчество ли это? Подобные сомнения Кракауэр, увы, не разрешает.

Аналогичные тенденции были когда-то обнаружены в живописи. Советский искусствовед И. Маца в 30-е годы писал о двух полюсах изобразительного искусства. На одном из них дается «иллюзия реального, выраженная на образном языке искусства, его средствами, при большем или меньшем подчинении этих средств изображаемому объекту». На другом полюсе тоже совершается художественное осмысление реальности, однако «при большем или меньшем подчинении изображаемого объекта художественным средствам».

Думается, что Маца точнее выделил обе тенденции. Всякое искусство обладает выразительными средствами, и, по Кракауэру, одни художники активно их используют, другие