- «Перевод» в живописи.
- «Перевод» в фотографии.
- Вещь в искусстве.
- Возможный мир у Достоевского.
- Возможный мир у Ибсена.
- Основная проблема фотографической поэтики
- Отношение к материалу.
- Предмет изображения как ценность
- Смысловая подвижность.
- Создание смысла.
- Сущность понятия возможный мир.
- Участие камеры.
- Ценностные объекты.
Поза и жест.
Выразительные свойства модели, будучи зафиксированы, схвачены аппаратом, становятся выразительными элементами снимка. Светопись запечатлевает поверхность вещей - внешний вид объекта для фотографа служит как бы «несущей плоскостью», на которой сосредоточены выразительные элементы фиксируемого предмета.
В портрете такой «несущей плоскостью» становятся лицо и корпус модели. Выразительные элементы попадают на эту «плоскость» из двух источников: во-первых, они являются знаками внутренних процессов, то есть переживаемых человеком чувств и состояний; во-вторых, выразительными элементами оказываются реакции человека на обстоятельства, на происходящее вокруг. Исследователь пишет: «Лицо ... выступает одновременно и как «зеркало души» и как зеркало мира», или, говоря иначе, экспрессию запечатленной модели формируют два источника - психологические процессы и среда.
По лицу можно определить характер человека, этому учила возникшая в древности наука физиогномика. И если характер прочитывается по лицу, оно в большей мере, чем другие части тела, оказывается «зеркалом души». Конечно, на лице отражаются и минутные, мимолетные состояния человека как реакции на окружение, на внешнюю среду. Тем самым лицо становится также «зеркалом мира». Способность быть тем и другим в лице как бы уравновешена.
Напротив, поза и жесты прежде всего суть реакции на обстоятельства; поза и жесты - это преимущественно «зеркало мира». Однако и они свидетельствуют о характере человека - но более опосредованно, косвенно. Человек реагирует на внешние обстоятельства по-своему, индивидуально. Индивидуальные особенности реакции тоже говорят о чертах внутреннего склада, о характере. В театре поза и жест эффективно используются для того, чтобы создать у зрителя представление о внутренних, характерологических свойствах изображаемого персонажа. Немирович-Данченко, придававший особое значение пластике актера, позу и жест называл «мизансценой тела», предлагая актерам «фотографировать себя мысленно», чтобы проверять соответствие позы и жеста выражаемому состоянию героя и складу его души.
Работа портретиста облегчается, если у модели выразительное лицо. Бодлер когда-то назвал портрет «драматизированным жизнеописанием». Лицо и может служить таким жизнеописанием.